-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | СЕМЬЯ И ТРАДИЦИИ
05/12/2011

И труд ребенку в радость

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель его для малышей особенно наглядны.
В три-четыре года дети рвутся к самостоятельности – так дайте им возможность ею насладиться. Конечно, сначала получается плохо и взрослые торопятся прийти на помощь, спешат сделать за ребенка сами. Его лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают жизнь, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу уделить время, чтобы научить сына или дочь необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту малыша вешалку для одежды, устойчивую подставку под ноги для умывания, постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо их учить действиям. Наглядно демонстрируйте способ выполнения (как нужно надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.). Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала надо определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны быть отличительные признаки).
Учитывайте опыт детей. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не умеет правильно держать ложку. Очень важна последовательность в обучении. Так действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются, чем действия с одеванием. Легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.
Постепенное усложнение требований, перевод на новую ступень самостоятельности поддерживают интерес детей к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.
В труде ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать или вешать ее.
Как отмечают психологи чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к дошколятам чаще применяют положительную оценку, которая порождает интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться… Похвалы заслуживают старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Велико значение совместного труда мам, пап и их чад. Он удовлетворяет потребность малышей в общении с родными, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Родители собственным трудом дают пример правильного выполнения работы, передают рациональные приемы труда и т.д. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна, особенно в хозяйственно-бытовом труде (уборка помещения, стирка, мытье и вытирание посуды, покупка продуктов и т.д.)
Характерны мотивы детского труда в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. Самый распространенный мотив — стремление к общению: «Люблю с папой вместе делать что-нибудь», «Мне с мамой всегда весело трудиться».
Влияет на развитие личности уход за комнатными растениями (полив, протирание крупных листьев) и животными. Этот вид труда воспитывает не только гуманные качества — доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые — самостоятельность, организованность, ответственность.
Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо наказывать работой, упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание что-либо делать в следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. И никогда не делайте за сына или дочь то, что они могут сделать сами!
Т.Ложкова,
воспитатель д/с №28
«Хрусталик».
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика