-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ДУХОВНОСТЬ
01/10/2011

ЗВОН КОЛОКОЛОВ – КАК СВЕТ СВЕЧИ

Когда звонят колокола Свято-Никольского собора, я невольно вспоминаю Николая Васильевича Еремеева. Человека, построившего этот удивительный храм, Почетного гражданина г.Волжска, награжденного за честный, самоотверженный труд орденом Русской православной церкви преподобного Сергея Радонежского. Его с нами нет, но память о Николае Васильевиче всегда останется в наших сердцах и мыслях: в малиновых перезвонах, утренних и вечерних службах, крещениях, венчаниях и отпеваниях.

Квинтэссенция и мудрость чарующего звона
Со священником Никольского собора отцом Алексеем (в миру Алексей Анатольевич Скрябин) поднимаемся по узкой крутой лестнице звонницы, преодолеваем несколько пролетов. К концу пути насчитываем 129 ступенек. Открывается люк и мы оказываемся наверху колокольни. Прохлада высоты приятно обвевает лицо, ласкает шею, грудь, руки. На небольшой двенадцатиметровой площадке – свисающие от колокольных языков веревки. Отец Алексей берет их в руки. И вот – характерный звон. Через оконные проемы шестигранника он вырывается наружу. Плывет на юг в сторону Великой Волги, на восток, к утопающему в зелени парку и зданиям администраций, натыкается с севера на гребень Лысой горы, на западе рассеивается через секстет девятиэтажек.
Сверху хорошо видно, как прохожие на мгновение замедляют шаг, некоторые вообще останавливаются. И, повернувшись в сторону церкви, слушают.
С давних пор колокольный перезвон, не раз воспетый поэтами, имеет над нами необыкновенную силу. Ученые объясняют это воздействием звуковых колебаний, приводящих организм человека в гармоничное состояние. Некоторые из них до сих пор спорят, приписывая звону или отрицая его целительные свойства. Хотя истинное предназначение колоколов вполне прозаическое – в определенное время собирать верующих в церкви, сообщать о ходе богослужения, его завершении, пожарах и стихийных бедствиях.

Ритмический «рисунок» духовного удовлетворения
Отец Алексей был звонарем с 1995 по 2007 годы. Учился у Данила и Вадима (последний прошел курсы в Московской епархии). Параллельно служил певчим. В 2007-м поступил в Нижегородскую семинарию. На четвертом курсе перевелся на заочное обучение. Два месяца являлся дьяконом. Теперь – священник. Потихоньку передает опыт алтарнику Павлу. Отбросив поэтические образы, можно уверенно сказать, что служба у звонаря не из легких. Прежде всего – это труд физический. Помимо необходимости ежедневно по нескольку раз в день подниматься-спускаться на колокольню, он должен заботиться о чистоте и порядке на своем рабочем месте. Зимой и летом, несмотря на погоду, чистить его от снега, птичьего помета. И, конечно же, ухаживать за «орудиями» своего труда.
– Тщательно осматривать колокола хотя бы раз в неделю, – рассказывает отец Алексей, – просто необходимо. А нюансов много, например, в морозы сильно звонить нельзя, иначе колокол может треснуть. Либо язык провиснет. Начищать? Нет, колокола не чистят, чтобы не повредить защитную пленку, которая появляется в результате окисления бронзы на воздухе. Поэтому они всегда остаются темными. А блестящими бывают только тогда, когда их привезут с завода.
Заметим, особенно физическая сила нужна тем, кто звонит в большие колокола. Например, в кремле Ростова Великого, что в Ярославской области, где по воле случая оказались герои популярной комедии «Иван Васильевич меняет профессию», самый большой колокол весит тысячу пудов (чуть более 16 тонн). Чтобы только раскачать его язык, нужно минимум пять минут. В отличие от него йошкар-олинский «великан» Вознесенского храма весит пять тонн, а его язык – примерно 300 килограммов. Но и такой с ходу раскачать невозможно. Впрочем, сильные руки и ноги – все же не главное. Больших колоколов в городах и районах республики сейчас пока немного, а следить за ходом службы на некоторых звонницах теперь можно по телефону. Поэтому основным профессиональным требованием для звонаря, как и столетия назад, остается чувство ритма.
– Музыкальное образование желательно, но необязательно, – продолжает отец Алексей. – Главное, чтобы у человека было чувство ритма. Без него при всем старании не удастся воспроизвести ритмический «рисунок» колокольного звона, которым отличается наш, церковный, от светского, оркестрового и который так благостно воздействует на душу каждого из верующих. В первую очередь его ощущаю я сам. Мне становится радостно и спокойно. Я чувствую духовное удовлетворение и стараюсь, чтобы мой перезвон был приятен и людям, и Богу. У нас 10 колоколов. Самый большой весит около тонны. Его изготовила в начале прошлого века из особого сплава нижегородская семья Приваловых. Самый маленький – три килограмма. Большие (их два) – басовые. Они задают ритм, как барабанные установки. С ними работают ноги. Средние – подзвонные, они создают ритмический «рисунок». А малые – зазвонные, украшают звон. Они находятся во власти правой руки, кисть которой должна двигаться в два раза быстрее левой, управляющей подзвонами. Создается, своего рода, музыкальное произведение. Со своими гаммами и октавами. Честно говоря, при таком раскладе уследить за руками-ногами звонаря сложно. Они двигаются с разной скоростью. Но в результате получается чарующий звук.

Праздник праздников и священный предмет
В году 12 торжественных праздников. Рождество, Крещение, Пасха и другие. Каждому соответствует свой особый звон. Но главный, праздник всех праздников, – конечно же, Пасха.
– С «великого повечерия» в первую неделю Великого поста звучит 12 ударов в один колокол, – объясняет отец Алексей. – В два – «утреня» и «вечерня». На протяжении поста наблюдается печальный звон. Перед Пасхой, на страстной седьмице, мы слышим страдания Христа. Колокола несут печаль и скорбь. Но постепенно заунывность сменяется надеждой и ожиданием радости. Наступление праздника воскресения Христова – самый торжественный момент. Бьют во все колокола, с переливами, ликованием и скакаше. Помните, как в библейских псалмах: «...царь Давид скакаше играя на гуслях...». Допустимы и различные речитативы. Например: «При-хо-ди-те в гос-ти к нам!» В пасхальную светлую седьмицу прихожанам разрешается подняться на колокольню. Однажды один волжанин, переполненный счастьем по поводу рождения сына, попросил самолично ударить в колокол. И, конечно же, ему не отказали. Есть торжественный звон на венчание после литургии. Он особый. А отпевание поначалу характеризуется звоном маленького колокольчика. Ступени жизни человека отражают колокола все больших и больших размеров. После удара самого большого, включаются все одновременно. Вообще, колокол – это священный церковный предмет. В 1993 году архиепископ Марийский и Йошкар-Олинский Иоанн освятил не только престол собора, но и все наши колокола.
Кстати, с давних времен звонари сами подбирали себе помощников и растили учеников из наиболее толковых мальчишек. После революции, когда с церквей посбрасывали колокола, эта преемственность нарушилась. Но теперь ее пытаются возродить. В Марий Эл открывается много храмов. Благотворительные фонды, руководители предприятий, организаций, предприниматели всем миром собирают средства на церкви. В некоторых висят довольно хорошие наборы колоколов. А звонарей, к сожалению, не хватает. Поэтому не случайно наш владыка благословил открытие в республиканском православном центре школы колокольного звона. Среди ее первых учеников – две девушки. Они уже пробуют свои силы в Медведевской церкви и в храме на Туруновском кладбище Йошкар-Олы.

Пусть в души наши Бог войдет

Все больше и больше звучит колоколов по нашим городам и весям. А это значит, что Россия живет, развивается. Постепенно, после длительного периода разброда и шатаний, многострадальная страна, вставая с колен, приходит в себя, зализывает раны издевательств над человеком, над верой православной. И невольно хочется закончить материал словами председателя приходского совета, прародителя Свято-Никольского собора, оставшегося для нас вечно живым, Николая Васильевича Еремеева. Шесть лет назад, отвечая на вопрос журналиста «В чем духовный смысл православия?», он сказал:
– Древние говорили: «Momento mori», что значит: «Помни о смерти». Все мы когда-то умрем. Поэтому земная жизнь, взятая сама по себе, не имеет смысла. Смысл она приобретает только тогда, когда на земле мы готовимся к жизни вечной, а она ожидает нас только за гробом. Поэтому христианин должен не только сам готовиться к миру загробному, но и других людей побуждать. Ведь евангельское благовестие является неотъемлемой частью христианства, иначе бы, по словам святых отцов, молчанием предавался Бог. Глядя на Свято-Никольский собор, радуюсь, что жизнь не прошла бесследно. В этом чуде, которое волжане сотворили своими руками, есть и мой скромный труд. Теперь я могу спокойно умереть, так как оставил добрый след на этой земле. А Русь святая всегда будет хранить Веру Православную, ибо в ней тебе же и утверждение!
А.КЛИМОВ.
Фото О.КОРОТКОВА.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика