-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | ПОРТРЕТЫ
19/03/2011

Жить по уму и по совести

Детство, отрочество, юность
За три месяца до начала Великой Отечественной войны в деревне Верхний Азъял в многодетной семье Столяровых родился восьмой сын — Михаил. Казалось, тогда еще ничто не могло омрачить радостного события. Все было прекрасно, но... Как гром среди ясного неба, грянула война. Первым на защиту Родины призвали отца Дмитрия Григорьевича. Осенью 42-го забрали и старшего брата Семена, выпускника Козьмодемьянского педагогического училища. Мама Пелагея Ивановна осталась с семью детьми. На ее хрупкие плечи легли хлопоты о домашнем хозяйстве, забота о младших. Она крутилась как белка в колесе, между делом молилась за мужа, старшенького, всех остальных. Но Семен не смог уберечься от вражеских пуль — в апреле 44-го погиб на территории Эстонии. В конце лета того же года после двух полученных ранений вернулся глава семьи. Появилась надежда в светлое будущее, тем более приближался час Великой Победы. В период восстановления и развития народного хозяйства Дмитрий Григорьевич работал председателем, заместителем председателя колхоза им. Кирова (после укрупнения — «Смена», затем «Ужара»).
Дети учились в Сотнурской школе. Кстати, для ребят, чьи отцы вернулись с войны, с 8-го класса обучение было платным — 150 рублей. В семье Столяровых было два ученика — десятиклассник Василий и восьмиклассник Михаил.
— На учебу зарабатывали сами на лесовосстановительных работах. Брали с собой все необходимое — одежду, котелок, еду. Более двух недель жили в домике лесника. Трудились, отдыхали, купались в речке. Одним словом, совмещали приятное с полезным. А через год плату отменили, — вспоминает ветеран педагогического труда.
Михаил был прилежным, старательным учеником, любил читать различную литературу. У него была отличная память и огромное желание узнать что-то новое, неизведанное, пополнять «багаж» знаний. Не удивительно, что любознательный юноша окончил школу с отличием и успешно поступил на филологический факультет пединститута им.Н.К.Крупской. Так сказать, пошел по стопам старших братьев. Ведь Петр после вуза уже работал учителем.
Учился с интересом, воодушевленно, каждый новый материал «впитывал» как губка. С первого дня осознал, что выбор профессии — правильный. Активно занимался спортом, бегал на лыжах, особенно на кроссовые дистанции. Регулярно выступал за вторую сборную института. Проявились и творческие начала — стал одним из участников студенческого ансамбля. Их приглашали на различные мероприятия, торжества. Талант и мастерство артистов были оценены по достоинству — в 59-м они выступили в концерте народов России в Москве.
Получив диплом специалиста, пополнил ряды дружного педагогического коллектива Исменецкой восьмилетней школы Звениговского района. Но через пару месяцев начинающего учителя призвали в ряды Вооруженных сил. Михаил окончил годичные курсы младших офицеров. Ему присвоили звание младшего лейтенанта и отправили в Плесецк, где новоиспеченному офицеру было поручено обучать молодое пополнение режимной жизни, воспитывать, учить дисциплине.
— Не знали тогда солдаты о дедовщине, помогали друг другу, учили всему, что умели сами. Отслужил два года, научился быть, как говорят, настоящим мужчиной, добиваться поставленных целей, — с гордостью рассказывает М.Столяров.

От завуча до секретаря ГК КПСС
После службы возвратился в родные края. Работал заместителем директора Нуршаринской, Шарибоксадской школ. Главной причиной перевода стала проблема с жильем.
— В Шарибоксаде предоставили учительскую квартиру. К тому времени я уже женился на своей коллеге Зинаиде. Вместе мы воспитывали нашего первенца, — говорит Михаил Дмитриевич.
В 72-м его назначили директором Сотнурской школы. С большим энтузиазмом он взялся за работу, стремился оправдать оказанное доверие. За пару лет вверенное ему образовательное учреждение стало одним из авторитетных в районе. Так, в 1975 году переходящее Красное знамя горкома КПСС и райисполкома было присуждено сотнурцам.
Новая ступенька карьерной лестницы началась с должности заведующего отделом культуры Волжского райисполкома.
— Тогда культотдел был единым для города и района, соответственно и работы, и нагрузки хватало. Ведь мы не только организовывали различные культурные мероприятия, но и отвечали за развитие библиотечной системы, музыкальных школ, — вспоминает юбиляр.
В 80-е трудился на разных ответственных должностях — секретарь, второй секретарь Волжского ГК КПСС, председатель Волжского райисполкома.

«Урожаи» в образовании
В 90-е — директор Эмековской средней школы. В этот период заметно уменьшилось бюджетное финансирование образовательных учреждений. Поэтому им самим приходилось выживать в тяжелых условиях. Под руководством Михаила Дмитриевича здесь разумно начали использовать полученные знания на практике. Не зря три года подряд переходящее Красное знамя Волжского ГК КПСС и райисполкома присуждалось эмековцам. Оно так и осталось в школьном музее, став своеобразным символом завершения эпохи социалистических отношений. Кстати, здесь впервые в республике экспериментально испытали дифференцированную систему оплаты труда.
— Большое внимание уделяли бесплатному горячему питанию учащихся. Овощи выращивали своими руками, а излишки продавали на рынке. Кстати, пришкольный участок считался лучшим в республике, — рассказывает юбиляр. — Достаточно было и мясных продуктов. На ферме, построенной при поддержке совхоза «Эмековский», откармливали бычков, поросят. Была и своя кроликоферма. Поэтому школа являлась одной из самодостаточных в районе. Не зря этот опыт переняли педагоги Петъяльской школы, где и сегодня повышают не только уровень теоретических знаний, но и трудового воспитания.
Оценив целеустремленность, ответственность и работоспособность, М.Д.Столярова пригласили заведующим городским отделом народного образования. Этот период, по его словам, один из наиболее удачных. Открыли центр психолого-медико-педагогической консультации, 15 детских садов передали на баланс отдела образования, изменили структуру детских спортивных школ, создали систему дифференцированного обучения. Сложились дружеские, взаимовыгодные отношения с преподавателями казанских вузов, которые вели занятия для волжан. Успешно работали школы №4, 5, 12, 1, 6. Не забывали и об укреплении здоровья учителей. Организовывали массовые пробеги, лыжные соревнования, первенства работников образования. К сожалению, до сегодняшних дней эти традиции не сохранились.
Свою деятельность в данном направлении Михаил Дмитриевич продолжил в 2001-м, будучи начальником Волжского районного отдела образования, где с его приходом усилились позитивные преобразования, приобрели системный характер. Важным событием стало строительство современной благоустроенной школы в деревне Карай при поддержке Президента Республики Марий Эл Л.И.Маркелова. Творческую инициативу педагогов пробудил интерес к информационной технологии, введение единой итоговой аттестации выпускников, приоритетного национального проекта «Образование». Улучшилось качество преподавания. Так, на республиканской политехнической олимпиаде в течение трех лет сельские ребята занимали призовые места, уступая только йошкаролинцам. Увеличилось число выпускников, поступающих в вузы на бюджетные места. Все эти успехи достигнуты общими усилиями педагогов, учащихся, родителей. Ведь одиночки в педагогике «не хватают звезд».
Добросовестный труд М.Д.Столярова в области образования оценен по достоинству. Он награжден знаком «Отличник народного образования РФ», Почетной грамотой Республики Марий Эл, Министерства просвещения СССР, присвоено звание «Заслуженный работник образования Республики Марий Эл».

Не оглядываясь на возраст
Уже три года Михаил Дмитриевич возглавляет районный Совет ветеранов. Как сам признается, и здесь нужна активная деятельность:
— В 2010-м мы отметили 65-летие Великой Победы. В этот период большое внимание было уделено участникам войны, вдовам. Немало сделано по улучшению жилищно-бытовых условий. 113 ветеранам даны необходимые консультации. Выдано 19 свидетельств на получение субсидий. Сегодня счастливчики переехали в благоустроенные квартиры. Но жилищно-бытовая комиссия продолжает свою работу. В очереди остались 15 человек, не обеспеченных жильем.
Не обделили и тружеников тыла. Самым приятным событием стало вручение юбилейных медалей и единовременного денежного вознаграждения. Их удостоились 874 человека.
В юбилейный год своевременно и качественно подготовлены материалы для книги «Они ковали Победу» — своеобразного справочника о 15865 тружениках тыла с участием известного журналиста Петра Васильевича Краснова. Значительный вклад внесли ветераны педагогического труда в издание брошюры «Устремленные в будущее», которая посвящена учительству Волжского района, истории становления и развития советской школы. Автор-составитель М.Д.Столяров. Подготовлен список без вести пропавших фронтовиков — плененных с июля 1941 года по ноябрь 1942-го, погибших и расстрелянных в концлагерях (39 человек). А также солдат и офицеров, призванных в ряды РККА, но не зарегистрированных в книге «Они сражались за Родину» (38).
Большая работа проводится по содержанию и благоустройству обелисков, памятных мест. В Петъяльской школе открыли мемориальную доску в память о первом Заслуженном учителе школы Марийской АССР 1941 года С.Ф.Семеновой.
В юбилейный год каждый из ветеранов был окружен заботой и вниманием, поддержкой и пониманием. Мы сделали все для сохранения и увековечивания памяти о подвиге победителей.

«Чиновничья шкура» и путь к «свободе»
«Жизнь — это не только работа. Богатство человека — семья», — считает юбиляр. Вместе с супругой, которая 41 год проработала учительницей, вырастили и воспитали двоих детей. Дочь Нелли — заведующая гинекологическим отделением Казанского медицинского диагностического центра Нуриевых. Сын Влади-слав — военнослужащий в ракетных войсках в городе Знаменский. Подрастают внуки Максим и Виктория. Атмосфера любви, добра, взаимопонимания и уважения царят в их семье
— В свободное время с женой любим бегать на лыжах, участвуем в различных соревнованиях, первенствах среди работников образования. Много читаю на военную, историческую тематики. Сейчас «сижу» с книжкой Салтыкова-Щедрина, который раскрывает «чиновничью шкуру». Он же 14 лет проработал на руководящем посту, — продолжает М.Столяров. — Каким должен быть чиновник? Ему нужно быть максимально приближенным к человеку. В наше время не было возможности отгородиться от народа. Каждый день ходили с проверками во все социальные, производственные объекты, решали проблемы на местах. Это сейчас мы думаем, как один стол в кабинете поменять, а тогда нужно было обставить, к примеру, всю школу. В четырех стенах этого не добьешься, необходимо встречаться, договариваться. Поэтому никто в кабинетах не засиживался.
Еще одно любимое занятие юбиляра — садоводство. Земля, по его словам, дает возможность почувствовать себя абсолютно свободным. И все это сопровождается радостью труда — посадил, вырастил, обеспечил себя всем необходимым.
И вот за плечами нашего героя 70 лет жизни. Позади тысячи подготовленных отчетов, подписанных документов, ежегодные встречи со школьниками, совещания с ветеранами, стеллажи прочитанных книг, «море» воспоминаний. Впереди еще более интересный этап. Ведь Михаил Дмитриевич полон сил и оптимизма, мудр и справедлив. А главное — умеет жить по уму, по справедливости, по совести.
К.ВАСИЛЬЕВА.
Фото автора и из семейного архива.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
По материалам УФСБ по Марий Эл осужден работник больницы, вносивший недостоверные сведения в Федеральный регистр вакцинированных
61-летняя жительница Марий Эл перевела мошенникам почти 1,5 млн. рублей
Клещи атакуют: за прошедшую неделю в Марий Эл зафиксировали 38 пострадавших
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ
Глава Марий Эл Юрий Зайцев возглавит Марийское региональное отделение партии «Единая Россия»
ОБЩЕСТВО
В Марий Эл - первые весенние грозы
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика