-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА | ОБРАЗОВАНИЕ
23/10/2010

Учились, трудились во имя Великой Победы

2010-й объявлен Годом учителя. И вот, на мой взгляд, на фоне юбилея должным образом не было продумано, как осветить многолетние традиции в сфере образования, которые повлияли на формирование поколений истинных патриотов, неутомимых тружеников, высококлассных специалистов во всех видах деятельности. Состоялись традиционные педагогические конференции, где обсуждались вопросы современной системы образования, но исторический путь ее становления остался на втором плане. Поэтому, как педагог с 47-летним стажем, изучил архивные документы о развитии советского учительства в военное время.
Примечательно, что именно в 1941 году в нашей стране было учреждено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Оно присваивалось педагогам, достигшим успехов в деле воспитания и обучения детей, активно участвовавшим в общественной жизни. Такой награды удостоился И.И.Иванов, учитель Моркинского педагогического училища. Кстати, он был уроженцем деревни Большой Олыкъял, выпускником Карайской семилетней школы. 18 июня Указом Президиума Верховного Совета звание «Заслуженный учитель Марийской АССР» присвоено 12 педагогам. В их числе – С.Ф.Семенова, преподаватель биологии Петъяльской школы. Со слов П.Столярова, ветерана труда и труженика тыла, Софья Федоровна была доброжелательной и в то же время строгой, всегда поддерживала обездоленных детей.
С начала кровавой войны в ряды Красной Армии призван 71 учитель. В образовательных учреждениях Волжского и Сотнурского районов появилось более 60 вакансий. Не случайно 17-летняя выпускница Помарской школы А.В.Каменева стала учить эмековских первоклашек. Так многие девушки-выпускницы заменили ушедших на фронт преподавателей.
В первые же дни военных действий на передовой линии фронта оказался лейтенант Г.И.Казаков, уроженец деревни Курыктур, директор Эмековской школы. В сентябре он написал письмо своим воспитанникам, которое было опубликовано в газете «Марийская правда». Вот несколько строк из его послания: «Уже три недели, как нахожусь на передовых позициях. Ходил в разведку, участвовал в ночном наступлении – не отступили ни на вершок. Моя просьба к вам – с самого начала беритесь за учебу, в свободное время помогайте родным, семьям красноармейцев, колхозам в уборке урожая. Ведь чем лучше будет идти работа в тылу, тем успешнее мы сможем бить фашистов». К сожалению, Григорий Иванович в ноябре 1942-го пропал без вести.
1 сентября 1941 года в Волжском районе свои двери открыли 28 школ, где обучались 6420 детей. Работали 194 учителя. Их ряды пополнили эвакуированные педагоги. Кстати, по архивным данным, в деревнях Карамасского поселения жили 61 приезжий, Сотнурского – 12, Петъяльского – 59. Среди них – белорусы, немцы, поляки, эстонцы, евреи. Функционировали 14 сельских образовательных учреждений для 3762 человек. Занятия вели 139 преподавателей. Фашистская армия помешала завершению строительства школы в селе Алексеевское. Поэтому новое здание открыли только через два года после окончания войны. В 1943-м открыли начальные классы в деревне Ромашкино, в 44-м – в Инерымбал, городскую школу № 7. В Сотнурском районе построили Леушкинскую и Утумерскую. 224 дошколенка воспитывались в детских садах Марбумкомбината, лесозавода «Заря» и ДОУ №33 Казанской железной дороги. К концу Великой Отечественной насчитывалось 32 образовательных учреждения.
Перед учителями и родителями стояла неимоверно трудная задача – ввести всеобщее начальное образование. Однако материально-бытовые условия детей, потерявших отцов на полях сражений, были чрезвычайно сложными. Так, за 1941-42 годы учебу были вынуждены бросить 2436 учеников.
В январе 42-го в нашем городе открыли профессиональное училище № 5. Сформировали семь групп, где обучались 159 человек. В начале августа состоялся первый выпуск, а десятого – вновь зачислены 164 учащихся. Так было в течение всех военных лет. Оборонные и другие промышленные предприятия стабильно получали новые трудовые резервы. Ребята не просто учились рабочим специальностям. Наравне с учителями дежурили по ночному городу, заготавливали дрова (норма на одного человека 2 кубометра), помогали колхозам.
Не отставали от них и школьники. После уроков дети вместе с учителями проводили культурную программу. Так, ребята из села Новые Параты сыграли две пьесы в деревне Китунькино, воспитанники пятой школы выступили с концертом в Паратском военном госпитале Зеленодольска, педагоги и учащиеся СШ № 6 собрали более двух тысяч рублей на покупку теплых вещей для фронтовиков, отправили 1050 экземпляров различных книг. Школьники из села Помары в помощь Красной Армии внесли более трех тысяч рублей, обшиярцы собрали пять тонн металлолома, учащиеся образовательных учреждений № № 1,2,5,6 очищали от снега железнодорожные полотна. Все было подчинено одной цели – помогать фронту!
Почти все школы занимались в две смены. А первая работала даже в три. Учителей катастрофически не хватало, так же, как и учебных принадлежностей. В городе ограничивали подачу электроэнергии.
К началу 1943-го положение несколько улучшилось. Повышалась квалификация учителей – 40 человек заочно обучались в педучилищах, 20 – в вузах. Учащимся оказана материальная помощь. Выдано 227 пар летней обуви, 197 – валенок, 15 – галош, 307 – белья, 126 пальто и 98 шапок. В городских школах работали буфеты, в 13 сельских организовали завтраки, 500 детей участников войны питались в детской столовой города. Семьям фронтовиков помогали 67 тимуровских команд.
Местные власти, педагогическая общественность своей первоочередной задачей считали неукоснительное выполнение закона о всеобщем и обязательном обучении, не допускать большого отсева учащихся. Несмотря на самоотверженные усилия учителей, осуществить намеченные планы в полной мере не удалось. В военные годы все ресурсы были направлены на фронт, на победу над грозным врагом. Подростки в основном шли на производство. Только три школы – Алексеевская, Карайская, Авангардовская – достигли поставленной цели.
Лучшие учителя-передовики награждались и в военное время. Так, директор школы №6 Е.Г.Ряховская и завуч О.И.Скринова, зам.директора Н.А.Соколова (школа № 5), преподаватель русского языка и литературы Е.М.Василевская (Обшиярская), географ Н.Н.Холкина (Помарская), учительница начальных классов М.Ф.Шестакова (школа № 3) удостоены медали «За трудовое отличие» и Грамоты Президиума Верховного Совета Марийской АССР. Директора и завучи отмечены как хорошие агитаторы.
Вспоминая свои школьные годы, учителей, особенно фронтовиков, всегда поражаюсь их умению заинтересовать своих воспитанников, относиться к ним с уважением, в то же время быть строгими, требовательными. Разносторонность в развитии, практичность во всем, уверенность в будущем – все это было, на мой взгляд, в учительском поколении 30-40-х годов. Лучшие традиции в советской педагогике были заложены ими.
Источник и фото - М.СТОЛЯРОВ,
заслуженный
работник
образования РМЭ.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
Раз — и «Навсегда»: «Ростелеком» предложил новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда
Стали известны подробности ДТП Килемарском районе (Марий Эл), унесшего жизни двоих человек
В Юринском районе (Марий Эл) госпитализирован тракторист, попавший под заднее колесо
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ОБЩЕСТВО
В Волжске обновилась одна из остановок общественного транспорта
ОБЩЕСТВО
На строительной площадке бывшего кинотеатра Волжска (Марий Эл) снимают леса
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика