-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | СЕМЬЯ И ТРАДИЦИИ
19/03/2012

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными. Вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевые слух, память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять
Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит, что малыш к году произносит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем он догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка тяжело сказывается на общем развитии, не позволяет полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь, постоянно использовать все способы развития активизации речи, серьезные проблемы можно успешно решить.
У нормально развивающегося малыша первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года может правильно произносить большинство звуков.
Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается их речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и так далее.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот. Малыш, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика роль руки. Развитие функций руки и речи, у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук воспитывается специальными упражнениями. Это – начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого, При этом нужно следить, чтобы они выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
К трем годам малыш готов к играм-занятиям целенаправленно развивающим внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Игры помогают стимулировать воображение, развивать творческие способности и дальнейшее совершенствование тонких движений пальцев рук – мелкой моторики.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА – РЕЧЬ – МЫШЛЕНИЕ развиваются равносторонне и интенсивно. Чтобы занятия были привлекательней и интенсивней, продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для них ребенок должен получать только на время игры. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные вещи. Они могут отвлекать.
Для развития двигательных умений и навыков можно использовать всевозможные игры: с воображаемыми предметами, мячом, кубиками, скакалкой (веревкой), мелкими предметами, шариками, кольцами, шнурками, пальчиками, «Пуговицы», «Спички и палочки», бытовые сценки, стихи с движениями.
И.МАРКИНА,
учитель-логопед
(центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции).
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика