-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ИСТОРИЯ
20/11/2011

На пути к среднему образованию

Первый послевоенный номер газеты «Волжская правда» озаглавлен словами: «Да здравствует Красная Армия, одержавшая победу над гитлеровской Германией!» Не описать чувства и эмоции тех, кто воевал, отстаивал свободу и независимость, работал на достижение фронтовых успехов. Этот день был и остается главным событием для нашего народа на все времена.


В школы вернулись учителя-фронтовики. Всех их назвать нет возможности. Но тех, кто успешно трудился на ниве просвещения, необходимо отметить. Это — М.С.Семенов, И.П.Пушкин, М.П.Гурьянов, А.Е.Евдокимов, В.А.Миловидов, И.Е.Шумилов, А.В.Соловьев, Е.В.Отвагин, И.П.Волков, П.А.Александров, В.И.Иванов, Г.К.Богданов, Г.С.Кузьмин, Н.В.Павлов, И.П.Петухов, С.И.Бастраков, А.М.Михайлов, Н.П.Казаков, П.И.Мамаев, Н.А.Алексеев, Г.М.Петров, А.Т.Платунов и другие.


Торжество Великой Победы было недолгим. Тяжелые обстоятельства вынудили работать всех с полной отдачей. Обязывали к этому и партийно-правительственные постановления. Так, в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства вошла программа всеобщего обязательного обучения детей с семилетнего возраста, расширения сети средних школ. В его рамках учителей обеспечивали квартирами, своевременно выплачивалась заработная плата.
Во всех информационных материалах 1946-50 годов названы имена лучших педагогов, успешно «боровшихся» со второгодничеством — А.В.Исаева, В.А.Першхава, А.М.Михайлова, И.И.Александрова, А.П.Гребневой, а также директора Обшиярской семилетней школы А.В.Эпанаевой, завуча А.М.Исаевой. У руля Красногоркинского образовательного учреждения стоял беспартийный Г.С.Михеев, учитель истории и географии. Как лучший руководитель выдвинут на должность заведующего Волжским РОНО. Георгий Степанович успешно управлял сферой образования вплоть до 1954-го.
Хороших результатов по всеобщему обучению достигла Мамасевская семилетняя школа (директор А.М.Михайлов). Для этого была создана материальная база — от доходов с реализации овощей, выращенных своими руками, помогали нуждающимся, детям фронтовиков, сиротам, инвалидам, приобретали одежду и обувь, обеспечивали учебниками и письменными принадлежностями.


В 1951-м в Волжске завершилось строительство учебного заведения на 400 мест. Школы получали учебно-наглядные пособия, необходимую литературу, выписывали периодические издания. При этом для начальных классов не менее четырех: «Правда», «Марийская правда» или «Марий коммуна», «Пионерская правда» и «Волжская правда». Для семилетних — от 8 до 12. К началу 1951-1952 учебных годов образовательные учреждения Волжского и Сотнурского районов получили более 300 тысяч тетрадей, в течение первого полугодия ещё поступило 156 тысяч. Ручками, карандашами, перьями, чернильными порошками обеспечивались в неограниченном количестве.
В 25 учебных заведениях имелись свои участки. Материально – хозяйственные условия улучшались, ремонт проводился своевременно. С 1 сентября 1952-го закрыты Ромашкинская и Урняковская начальные школы, в городе — НШ №1 влилась во вновь открытую среднюю №4. Однако в 9 сельских учебных заведениях занятия проводились в две смены. В 1953-54 гг. вновь открыта семилетка №9, две школы рабочей молодежи. В шестой размещался консультпункт республиканской заочной школы, во второй — для глухонемых, третьей – ликбез.
Вопросы всеобщего обучения оставались в центре внимания. 16 учебных заведений не допустили отсева учащихся. В числе лучших — школа № 2 (директор С.Н.Ембатуров), Алексеевская (Загайнова), Верхнеазъяльская (заведующий И.П.Пушкин), ст.Помары (Холкина).
В связи с упразднением Сотнурского района и присоединения всей его территории к вновь образованному Волжскому добавились две средних, четыре семилетних и десять начальных школ. В то время насчитывалось 48 школ, где обучались 8450 детей. Учебный год закончили 7909 выпускников.


Наследие Макаренко и Сухомлинского
В 1955-1956 годах в новый учебный план были введены уроки ручного труда в 1-4 классах, столярное дело – в 5-7, машиноведение и электротехника — в 8-10. В десяти школах были оборудованы кабинеты. Преподавателями по совместительству стали специалисты промышленных предприятий, Сотнурской и Помарской МТС, которые передавали оборудование для эксплуатации. Так, в Помарах выделили три трактора, Сотнуре – два. Большое внимание стали уделять содержанию учебно-опытно-производственных участков.
В Помарской СШ работали две производственные бригады. Одна из них выращивала кукурузу, другая – овощные культуры. В Большепаратской совместно с колхозом «Путь Сталина» организовали трудовой лагерь. Дети были на полном обеспечении хозяйства, трудились по 6-7 часов. В Сотнуре ученические бригады работали как в колхозе, так и в школьных мастерских. Учащиеся 8-9 классов оказывали помощь при заготовке строительного леса, рытье котлована под физкультурный зал. А трудовой лагерь при колхозе «Ленин корно» (деревня Большая Сосновка) занимался полевыми работами.
За два года капитально отремонтированы здания, построены столярные и слесарные мастерские. Кабинеты машиноведения снабжены машинами, тракторами. В городе в этом направлении большую помощь оказывали МБК, лесозавод «Заря», древкомбинат.
В мае 1958-го директор Сотнурской средней школы В.В.Учаев, как инициативный, строгий, требовательный руководитель, привыкший к твердой дисциплине, назначен заведующим Волжским РОНО. Через год его заменил А.Я.Бирюков.
В районе и городе продолжалось расширение сети образовательных учреждений. Вновь открыта Ромашкинская начальная школа, НШ №7 в Волжске, СШ №3 для рабочей молодежи, построено новое здание в деревне Верхний Азъял, интернат в Петьялях, пристрой к Сотнурской СШ. К 1 сентября 1960 года в эксплуатацию введено здание Отымбальской семилетки, завершено строительство школы №3, школы-интерната. В конце 50-х в районе было 54 учебных заведения, в том числе в городе — 9, на селе — 45. Всего учащихся — 10175.
С 1973 года активно осуществлялись меры по завершению перехода к всеобщему среднему образованию. Первостепенное значение придавалось укреплению материально-технической базы школ, дошкольных учреждений, профессионально-технических училищ. Так, с 1970 по 1990 г. построены восемь современных типовых учебных зданий и детских садов с полным набором вспомогательных помещений. Системно готовились педагогические кадры. Поощрялась работа, связанная с повышением квалификации, педагогического мастерства.
Переход к всеобщему обязательному среднему образованию повысил социальную роль школ. Были разработаны комплексные планы по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся. Их реализация позволила укрепить отношения с производством, усилила прагматическую направленность учебных программ.
К середине 70-х более совершенную форму организации труда приобрели ученические производственные бригады. Так, учащиеся Помарской школы в 1983-м заняли 3 место по республике. Всесоюзное телевидение показало документальный фильм «Ребята села Помар». Такой высокий результат был достигнут благодаря последовательной организации детского труда при поддержке П.С.Шамова, талантливого руководителя колхоза «За коммунизм».
М.СТОЛЯРОВ,
заслуженный работник
образования РМЭ.
Фото из архива.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
По материалам УФСБ России по Республике Марий Эл осужден житель региона
В Волжске (Марий Эл) впервые в истории города состоялся экодобровольческий форум
Новый офис «ТНС энерго Марий Эл» открылся в пгт. Параньга
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ЭКОНОМИКА
Следующая станция — Новый год: декабрьские премьеры Wink.ru домчат зрителей прямо в праздник
ОБЩЕСТВО
Компания "Интерколд" поздравляет с юбилеем известного знатока промышленного холода Николая Кирьянова
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика