-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА | ОБРАЗОВАНИЕ
27/06/2010

Волжский интернат: о детях, которых...

Первая волна демократии и вторая «Молодость»
– На мой взгляд, в советские времена учителями стремились стать именно те, кто тянулся к детям, мечтал работать с ними по призванию. В 1982 году я закончил музыкально-педагогический факультет Чувашского Государственного педагогического института. Работал в Волжском Доме пионеров. В 1989-м, на первой волне демократии, участвовал в выборах директора интерната. Голосовало около ста человек. Из четверых кандидатов набрал наибольшее число голосов. Сразу отмечу, бывший директор Александр Яковлевич Бирюков оставил неплохое наследство. Все интернатское хозяйство находилось в удовлетворительном состоянии и функционировало на должном уровне. Позднее стал задумываться, что девятилетка не дает возможности подготовить личность к суровым жизненным испытаниям. Как правило, выпускники после интерната отправлялись в профессионально-технические училища. Их неокрепшее мировоззрение не могло противостоять улице. Представьте себе: как мыслит подросток в 15 и в 17 лет? Это же разные вещи. По всем педагогическим выкладкам именно последние два года являются направляющими в воспитании зрелой личности. Со своими предложениями обратился к Главе администрации города Виктору Ивановичу Гаврилову. Он внимательно выслушал и дал «добро». В августе1993 года наша школа стала средней. Считаю, однозначно, это правильный шаг. И результаты проявились незамедлительно.
Девяностые годы, бесспорно, были очень трудные и сложные. Не хватало складских помещений, подсобных мастерских, гаражей. Я тогда перед собой поставил очень сложную задачу – многое изменить. Денег, конечно, хронически не хватало. Со строительными материалами – большая проблема. Тем не менее, смогли реконструировать общежитие, отстроить хозблок, учебные мастерские. В декабре 1999 года из ведения Йошкар-Олинского завода «Электроавтоматика» Госком-имущество республики передало нам в оперативное управление базу отдыха на озере Яльчик. Теперь это детский оздоровительный лагерь «Молодость» на 100 мест.

В Госдуме – с подачи министра...
и глаз да глаз – за группой риска
– После избрания президентом Республики Марий Эл Леонида Игоревича Маркелова наши дела значительно пошли в гору. Была ликвидирована задолженность по коммунальным услугам. Стала улучшаться материально-техническая база. Большую роль сыграла министр образования республики Галина Николаевна Швецова. С ее подачи вошли в Федеральную программу «Дети России». В срочном порядке около трех месяцев готовили проектно-сметную документацию. На стареньких школьных «Жигулях» поехал в Москву. В министерстве образования отнеслись с пониманием. Вскоре проекты коррекционно-оздоровительных комплексов утвердила Государственная Дума. Лично для меня это было большим счастьем. При 50-процентном софинансировании на капитальный ремонт и строительство второго корпуса затрачено 50 миллионов рублей. В комплексы вошли баня, прачечная, мини-бассейн. В новом здании в цокольной части разместились борцовский, тренажерный залы, просторные комнаты для тенниса, шахмат, дартса, душевые для мальчиков и девочек. На первом этаже – физиотерапевтический, стоматологический, процедурный кабинеты. А также – педиатра, психиатра, старшей медсестры. Изолятор – последнее слово медицины. На втором этаже – психолог, логопед, дефектолог, залы лечебно-физической культуры, релаксации, фито-бар, классы хореографии и музыкальной ритмики. И все это в строгом соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического надзора.
Работы по второму корпусу находятся в стадии завершения. К 1 сентября он будет функционировать полностью. Кто-то может сказать об излишествах... И будет не прав! Дети к нам поступают не совсем здоровые и требуют пристального врачебного внимания. Например, последние два года согласно Федеральному закону проводится обязательная диспансеризация. Выявлено очень много больных. Сделано несколько операций. И это понятно. Почти все дети из группы риска. Так что за их здоровьем нужен глаз да глаз.

Круглые сироты и степень асоциальности
– Говорят, казенный ребенок, лишенный родительской любви, несколько асоциален. Но насколько мне известно, не все воспитанники являются сиротами.
– Из 126 человек круглых сирот всего 19. Остальные – социальные, то есть имеют родителей. Думаю, что степень асоциальности величина аморфная и весьма расплывчатая...
– И все же, Сергей Николаевич, полное и всестороннее развитие личности возможно только тогда, когда ребенок растет в семье, в обстановке понимания и благополучия. Какими бы ни были детский дом, школа-интернат – это государственные учреждения. Они не могут, да и не в силах заменить родителей. Сейчас о поддержке института замещающей семьи говорят во весь голос. Что у Вас делается в этом направлении?
– С 2007 по 2010 годы 98 воспитанников обрели семьи. 81 ребенок стал приемным, 11 – переданы под опеку родственникам и 6 вернулись в кровные семьи.

«Школа – мой Дом!»
– В Интернете можно «выцепить» информацию о воспитанниках Волжского интерната, участвующих в различных Российских конкурсах, спортивных соревнованиях. К тому же, с неплохими результатами. Чтобы выйти на федеральный уровень, с ними нужно заниматься. Значит внеклассная работа поставлена не так плохо?
– Не побоюсь показаться нескромным, но работа поставлена хорошо. После уроков у детей большой выбор: художественная самодеятельность, хореография, кружки «Кулинария», «Юный техник», «Шахматист». В их распоряжении лыжная база, каток, бассейн «Чайка», различные секции по видам спорта. Поэтому не случайно в прошлом году в Пензе мы стали дипломантами Всероссийского конкурса художественного творчества «Созвездие». В 2008-м – обладателями гранта президента Марий Эл по теме «Школа – мой Дом!» Поверьте, мы делаем все возможное, чтобы условия для ребят, поистине, были домашними. Даже живут они в уютных комнатах на 2-3 человека с соблюдением родственных связей. В нынешнем году успешно выступили в Елабуге (Республика Татарстан) на Всероссийской зимней спартакиаде. Вторые призеры в волейболе и лыжных гонках. В личном зачете первенствовали Аня Демидова (лыжи), Максим Зайчиков (дартс). Второе и третье места, соответственно, заняли Анатолий Тихомиров (лыжи) и Юля Лежнина (шахматы). Меня это очень радует.

Опровергнутый стереотип и учителя от Бога
– С давних времен, к сожалению, у некоторых сложился стереотип, что интернатские и умом не блещут, и статностью. Хотя...
– Я опровергну этот стереотип. Мы же средняя школа. И педагогический коллектив очень сильный. Не буду голословным. За последние три года интернат закончили 87 воспитанников. В институты и университеты поступили 16 человек, техникумы и колледжи – 18, в профессиональные училища – 52 человека. Считаю, это очень высокий показатель. Вот Вам и степень асоциальности... Безусловно, это заслуга наших педагогов, я бы сказал учителей от Бога и истинных профессионалов своего дела. Среди них Наталья Алексеевна Ведерникова (начальные классы), Елена Викторовна Кошпаева (химия и биология), Любовь Ивановна Дорофеева (математика), Фаина Степановна Желонкина (физическая культура), Людмила Николаевна Короткова (технология), Людмила Иринарховна Саватеева (начальные классы), а также воспитатели: Татьяна Николаевна Слепова, Ираида Васильевна Забродина, Татьяна Павловна Вахонина, Нина Федоровна Поломкина, Людмила Рашидовна Никитина и другие.

Проблемные дети и баланс взаимоотношений
– Сергей Николаевич, я тоже не буду голословным. В свое время преподавал в нашем интернате физкультуру. И, чего греха таить, скажу откровенно: трудные ребята были... и не один-два подростка... больше! Уверен, есть проблемные дети и сейчас...
– Они есть в каждой школе. Тема очень больная. Работать с ними сложно. Но у нас специфика особенная. Скажем так, осложненная генетикой и социумом. И поэтому я хочу в пояс поклониться своему коллективу. Специфику мы «покрываем» не менее особым психологическим микроклиматом с соблюдением устойчивого баланса взаимоотношений между детьми и взрослыми. Он достигается неимоверными усилиями. Например, у нас строгий закон: никогда на детское зло не отвечать злом. Ребенок может ожесточиться. Поэтому нужно отвечать взвешенным добром. Умышленно нагнетая обстановку, проигрывают все. Вот, смотрите, большое письмо. С извинениями. Ребята осознали, что были не правы. Это маленькая педагогическая победа. А если бы мы окрысились и начали уничтожать и без того психически травмированную личность, все могло бы закончиться и плачевно. Естественно, нам помогают психолог, инспектор отдела по делам несовершеннолетних Волжского ГОВД Анастасия Геннадьевна Ермолаева, помощник Волжского межрайонного прокурора Василий Николаевич Колотвин. Приходят специалисты из местной федеральной службы безопасности. Всем миром ведем просветительную, разъяснительную работу. Успехи радуют. Одного из «трудных» готовим для поступления в училище ФСБ. А это уже результат. Большое внимание уделяется вероисповеданию. У некоторых в комнатах стоят иконки. Они совершают обряды. Посещают воскресную школу. Отец Александр – частый гость. Несколько раз, выполняя, своего рода, шефскую работу, возил желающих в Дивеевский монастырь заместитель директора Казанского ООО «ГлавТоргСандарт» Андрей Анатольевич Пронин.

Шефы и поствыпускной мониторинг
– Шефская помощь, по-видимому, в вашем заведении имеет, опять же, особый статус. Думаю, в трудные девяностые она тоже не прекращалась.
– В принципе, да. Хотел бы выразить слова благодарности руководителям Управлений федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Фариду Файзрахмановичу Ханафееву, службы безопасности республики – Владимиру Григорьевичу Скибицкому, ООО «ГлавТоргСтандарт» – Ларисе Витальевне Вдовиной, ОАО «Маркорм» – Вячеславу Геннадьевичу Майорову. Они снабдили нас музыкальной аппаратурой, видеокамерами, фотоаппаратами, канцтоварами, открыли сайт школы, организовали экскурсии в театры Йошкар-Олы, на кумысную ферму, кондитерскую фабрику, завод Бутякова, авиабазу, поездки в развлекательный центр «Буагага», Казанский аквапарк, выписывают периодику, устраивают Дни рождения. Дети с нетерпением ждут встречи со своими старшими друзьями. И умалять значимость этого воспитательного момента ну просто никак нельзя!
– Прозаичный вопрос. Ученик закончил школу. Отслеживаете ли Вы его дальнейшую судьбу?
– Как же иначе? А сколько нам приходит благодарственных писем из учебных заведений, от самих выпускников! В обязательном порядке мы осуществляем и патронаж, помогающий успешно адаптироваться в самостоятельной жизни. Пристальное внимание уделяем контролю за соблюдением охранных законодательных, нормативных документов и оказанию экстренной помощи тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Ведем банк данных, где четко фиксируются место регистрации, фактического проживания, учебы, работы, гражданского состояния, связь с родственниками наших выпускников.
– Сергей Николаевич, Ваши пожелания детям и педагогам.
– Чтобы каждый стал достойным гражданином своей страны. Учителям – хорошей зарплаты, терпения и еще раз терпения. Уверен, мы делаем очень нужную работу. А когда видишь плоды своего труда, хочется ее делать еще лучше.
Фото О.КОРОТКОВА.
Нравится
0
Не нравится
-1
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
В Волжске (Марий Эл) иностранный гражданин подозревается в даче взятки в крупном размере
Жителей двух населенных пунктов Волжского района (Марий Эл) предупредили об отключении электроэнергии
В Марий Эл местным бюджетам предоставлена финансовая помощь в объеме 9,0 млрд. рублей
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ОБЩЕСТВО
Что омрачает переселенцев из ветхого жилья в с.Новые Параты (Марий Эл)?
ОБЩЕСТВО
В Волжске (Марий Эл) обсудили вопросы поддержки семей
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика