Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП) могут заниматься любыми видами деятельности – от самых экзотических и редких до привычных и повсеместно распространенных, однако занимаются они этим не сами по себе. Им приходится взаимодействовать в процессе своей деятельности с другими компаниями и ИП. И в этом есть свои нюансы.
Кто такие контрагенты, и почему их нужно проверять
Любое юрлицо может выступать в роли продавца и покупателя, арендатора и арендодателя, заказчика и исполнителя в рамках официально оформленных взаимоотношений со своими партнерами. Вот они-то как раз и являются вашими контрагентами.
По своей сути, к этой категории относятся все, с кем вы официально вступаете в какие-то коммерческие отношения в любом статусе. Если ваша компания, например, изготавливает и продает какую-то продукцию, то покупатель такого товара – ваш контрагент. Если вы, напротив, закупаете у кого-то станки и оборудование для своего производства, то вашим контрагентом является уже продавец.
Однако при этом возникают определенные риски, а потому же давно вошли в практику проверки таких контрагентов еще до подписания с ними договоров и контрактов. Почем это надо делать?
- Есть риск перевести аванс или предоплату, но так и не получить заказанный товар.
- В отношении партнера может быть открыто исполнительное производства, а со счетов списываются деньги, что также чревато финансовыми потерями.
- Продукция имеет невысокое качество и получает много рекламаций.
- Компания имеет репутацию недобросовестной, участвуя в мошеннических схемах.
И это лишь часть причин, по которым можно столкнуться с негативными последствиями такого непроверенного сотрудничества. В итоге лучше подстраховаться и заблаговременно собрать необходимую информацию о своем потенциальном партнере и его работе на рынке.
Как можно проверить контрагента
Естественно, далеко не каждая компания или ИП имеет возможность организовать масштабное детективное расследование, чтобы собрать большую массу детальной информации про своих потенциальных контрагентов. Но при этом, к счастью, уже существует немало онлайн-ресурсов, где можно проверить себя и контрагента.
И все это – открытые источники информации. Самое простое – это найти в глобальной сети отзывы о работе компании. Причем просмотреть нужно несколько специализированных сайтов, чтобы можно было сравнить оценки. Но все же надо понимать, что это не самый достоверный и точный инструмент оценки.
Также следует внимательно изучить сайт непосредственно компании-контрагента. Смотреть надо на то, размещены ли там учредительные документы и лицензии (если осуществляется лицензируемая деятельность), а также насколько достоверным является адрес и контакты компании.
Многие сведения в свободном доступе можно получить на сайтах государственных организаций – например, налоговой инспекции или ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Обычно там достаточно вбить в поисковую строку ИНН и КПП интересующей вас организации.