-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА | ОБРАЗОВАНИЕ
01/05/2011

Учитель... Что в имени твоем?

Но есть еще один нюанс скромного учительского труда, о котором нельзя не упомянуть. О нем давно говорят во всеуслышание, но движений в нужном направлении столь ничтожны и незначительны, что не поднимать болезненную тему невозможно. Это уже стало жизненно необходимым. Не только для самих учителей, но и подрастающего поколения. И сложно сегодня определить, что важнее...» – такое письмо пришло в редакцию. Под «нюансом» его автор подразумевает падение авторитета профессии и одну из причин видит в очень маленькой зарплате учителей.

Невольно вспоминаются бессмертные слова дедушки Ленина, которым скоро минет сто лет, но до воплощения их в жизнь, похоже, пройдет еще не один десяток лет. «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял... Это – истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию…».
Нельзя не признать, что профессия педагога – одна из важнейших. Она неразрывно связана со множеством сторон нашей жизни. От усилий учителя, как бы это высокопарно ни звучало, зависит будущее нашего общества, а его роль в осуществлении учебно-воспитательного определяющая.
Поэтому вдвойне обидно, что труд людей такой гуманной и необходимой государству профессии оплачивается по самому минимальному разряду. Положение кардинально не меняется на протяжении вот уже целого века. Напомним, что в одном из первых ельцинских законодательных актов, в частности Законе «Об образовании», имелась формулировка о зарплате учителям, которая должна быть не меньше, чем средняя в промышленности. К сожалению, это осталось лишь на словах. Провозглашенный нынешним Президентом РФ Год учителя не принес желаемого. В предложенной Д.Медведевым стратегии речь больше шла о «внедрении образовательных стандартов нового поколения», которые только повысили ответственность педагогов и возложили на них дополнительные обязанности, а также прибавили бумажной работы. А этого в школе и без того всегда хватало.
Между тем, учительство не молодеет. Как пояснили в отделе образования администрации Волжска, средний возраст учителей – 46 лет. Из 464 школьных педагогов лишь 19 не перешагнули 30-летний рубеж. За последние пять лет в начальное звено не пришел работать ни один человек! Зарплата начинающего специалиста колеблется от пяти до шести тысяч. В селе ситуация немного другая. В связи с малокомплектностью образовательных учреждений в Волжском районе вакансий практически нет. Средний возраст педагогов, общее число которых 390, – 43 года. В возрасте до тридцати лет – около восьми процентов. Зарплата не намного больше, чем у городских. К примеру, у учителя младших классов (с учетом ведения группы продленного дня) – чуть более семи тысяч. Радует лишь то, что авторитет сельского педагога в целом несколько выше, чем городского.
А так социальный статус педагогов оставляет желать лучшего, хотя последний в имидже учителей играет не последнюю роль. Каким бы великолепным специалистом не являлся человек, но то, как он себя ощущает, в каких условиях живет, не может, пусть косвенно, не отразиться на его профессиональной деятельности. Трудно идти на любимую работу с высоко поднятой головой, лелеять мысль о великом предназначении, когда твой труд оценивается по минимальной шкале. Позитивные думы затмевает вывод: значит, этот самый труд настолько нужен обществу...
Есть мнение, что материальную составляющую нельзя ставить во главу угла. Учитель от Бога, который не представляет себя на другом поприще, будет работать с отдачей, невзирая ни на что. И прибавка к зарплате не изменит ситуацию в нашем образованием... Безусловно, деньги никогда не имели решающего значения в любой отрасли. А учителя – это еще и известные энтузиасты. Вспомним хотя бы 90-е годы, когда по полгода не платили зарплату, а они все равно выходили на работу. Но эпоха энтузиазма проходит, дорабатывают свой стаж нынешнее поколение педагогов, и недалек тот час, когда в школе, финансируемой по остаточному принципу, работать будет некому.
А молодежь идет туда без охоты еще и по той причине, что сегодняшние школьники – это далеко «не податливый материал» и требует намного больше усилий, терпения, педагогического опыта и таланта, чуть ли не «сверхъестественных способностей» (слова одной волжской заслуженной учительницы), чем даже пять лет назад.
И здесь в самый раз поднять тему профессиональной подготовки и переподготовки учителей, которая, честно скажем, не выдерживает никакой критики. Современные ВУЗы не готовят специалистов, способных адекватно реагировать на вызов времени, со всеми его пороками, издержками цивилизации и прочими модными веяниями, какими как губка пропитаны современные дети. Перед учителем поставлены почти невыполнимые задачи. Жизнь за окнами школы меняется стремительно, а педагог владеет, что называется, «вчерашними рецептами». И это не на сто процентов вина учителя. Во всем мире наблюдается глубокий кризис системы образования. А в нашей стране на него накладываются и свои социально-экономические проблемы… Кадровый вопрос остается актуальным как и сотню лет назад. И есть в нем еще одна сторона медали, не претендующая на исключительность. Это проблема любой профессии. И заключается она в том, что немало в среде учительства случайных людей, не соответствующих своему высокому званию. Наше сложное время явилось для них настоящей проверкой на прочность, выдержать которую сможет только истинный профессионал. А предъявляемые требования становятся выше с каждым днем.
Само понятие профессиональной компетентности (единство теоретической и практической готовности) уже накладывает огромную ответственность. И какой бы предмет ни преподавал учитель, он должен передавать ученику веру в силу человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине и установку на общественно полезный труд. Когда же наставник способен заодно продемонстрировать и высокую культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скромностью, – тогда можно будет быть спокойным за гармоничное развитие молодого поколения. А для этого нужно поднять авторитет учительской профессии, сделать ее действительно востребованной, нужной государству не на словах, а на деле. И повышение зарплаты – это лишь маленькая толика того, что просто необходимо сделать для правильного функционирования той громадной учебно-воспитательной системы, которая в первую очередь и работает на будущее наших детей.

Вот что думают на заданную тему наши читатели:
Елена, 37 лет, домохозяйка:
– Многое зависит и от родителей. Они ни в коем случае не должны при своем ребенке допускать в адрес учителя некорректные выражения, критические замечания. Раз уж мы возлагаем на школу большие надежды, и требуем от наших детей хороших результатов, хотим видеть их духовно богатыми личностями, то должны помочь учителю в его нелегком, но благородном труде.

Дмитрий, бизнесмен:
– Когда профессия «педагог» будет звучать гордо и оцениваться достойно? Я – преуспевающий предприниматель и обеспечен полностью, но как в таких унизительных условиях могут жить преподаватели да еще и любить свою работу, мне непонятно. А ведь именно их талант и фанатизм – основа для развития наших детей и нашей страны.

Наталья Владимировна, молодой специалист:
– Учителя по природе своей – оптимисты, иначе и работать не сможем. И мы верим в доброе начало, в здоровые силы общества, которые все расставят по своим местам. Потому что то положение, которое переживает сейчас наше образование, требует глобальной перестройки и первые шаги уже делаются. Очень надеемся, что в скором времени статус учителя поднимется до достойного уровня.

Людмила Григорьевна, педагог:
– Очень хочется, чтобы в обозримом будущем зарплата педагогов начальной и средней школы соответствовала всей совокупности вложенного труда (собственно проведение уроков, подготовка к ним дома, проверка тетрадей, воспитательная работа с детьми, внеклассная работа, повышение квалификации, составление всевозможных отчетов и бумаг и т.п.).... Я хорошо понимаю молодежь, которая не идет работать в школу. Пока отношение к нам не изменится, нечего там им делать. Труд этот очень тяжёлый и ответственный! Ведь не зря каждый год нам в первую очередь желают терпения, а хотелось бы другого.

Вероника, студентка МарГУ:
– Обучаясь в ВУЗе, я получаю помимо основного образования и дополнительное педагогическое. У меня присутствует желание работать в школе, но останавливает крайне низкая заработная плата при довольно высоких требованиях. И в такой же растерянности находятся многие мои сокурсники. Ведь если так пойдет дальше, в школе останутся одни пенсионеры.

Лариса, мама дочки-дошкольницы:
– Не нужно забывать и про педагогов дополнительного образования, дошкольных работников. Они ведут наших ребятишек с малых лет, как раз с периода, когда закладываются самые важные для развития личности качества. Мы, родители, выражаем благодарность за их труд. Они помогают нам по-другому взглянуть на наших детей, раскрывают их творческие способности, учат жить в коллективе...

Автор благодарит за помощь руководство и сотрудников отдела образования администрации г.Волжска, а также специалистов отдела образования Волжского района.
Т.КУРМАЕВА.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
В Волжске (Марий Эл) на улице Полевая произошел пожар
В Волжске (Марий Эл) в микрорайоне "Машиностроитель" на автомобиль упал столб
Подробности о ДТП в микрорайоне "Машиностроитель" г.Волжска (Марий Эл)
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ОБЩЕСТВО
Педагог из Волжска (Марий Эл) представит республику на Всероссийском конкурсе профмастерства
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Воспитанник Волжского экоцентра (Марий Эл) мечтает стать врачом
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика