-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА | ОБРАЗОВАНИЕ
03/07/2010

Звуки и слуховое восприятие

Они отличаются друг от друга по вполне определенным характеристикам — по высоте, силе (или громкости) и длительности звучания. Например, гласные являются более сильными (то есть воспринимаются как более громкие), чем согласные. Из гласных звук «И» более высокий, чем «У», поскольку голосовые связки при его образовании колеблются с большей частотой. Из согласных самыми высокими являются свистящие, тогда как шипящие содержат в своем составе более низкие по сравнению с ними частоты. Мягкие и твердые согласные, такие, как «С-СЬ», «3-ЗЬ», «Л-ЛЬ» и другие, также различаются по высоте — мягкие являются более высокими, чем твердые. Что касается длительности, то смычные звуки более короткие, чем щелевые (сравните, например, «С-С-С», который можно «тянуть», и «Т», который произносится мгновенно. То же самое относится к «3» и «Д», «К» и «X» и другим).
Следовательно, если мы научим ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по названным выше признакам (по высоте, громкости и длительности), то в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска».
Начать можно с самого легкого — с привлечения внимания ребенка (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц). Окружающее пространство нужно периодически сознательно «насыщать» звуками, причем взрослый должен сам на них эмоционально реагировать, как бы призывая к этому и ребенка. Реакция младенца самая простая — поворот головы.
Далее нужно приучать соотносить тот или иной слышимый им звук с определенным скрытым от него предметом. Например — дудочка и барабан. Взрослый сначала играет на дудочке, потом на барабане, причем дитя видит эти предметы и слышит. Затем предметы убираются из поля зрения и один из них издает звук. Вновь укладывая перед ребенком оба предмета, взрослый просит показать, ЧТО звучало. Такие не похожие друг на друга звуки: дудочки и барабана, лай собаки и мяуканье кошки, карканье вороны и щебетание птиц дети, как правило, различают в возрасте около года или даже несколько раньше. Поэтому если двух- или даже трехлетний ребенок оказывается не в состоянии полноценно участвовать в такой «слуховой игре», то начинать работу с ним нужно именно с элементарных упражнений. В противном случае более сложные дифференцировки будут ему недоступны.
Очень важно развить умение определять направление источника звука. С этой целью следует окликать ребенка то слева, то справа, то сзади, следя за тем, поворачивает ли он головку в соответствующем направлении. Можно также за спиной слегка постучать длинной палочкой по потолку, полу и проследить за реакцией. Необходимо специально упражнять и в узнавании людей по голосу (не видя их).
Если слух ребенка будет натренирован таким образом с раннего детства, то к двухлетнему возрасту он сможет отличать друг от друга и все речевые звуки. А это означает, что у него вообще не возникнет предпосылок акустической дисграфии (частичного нарушения процесса письма) — возможность их появления будет заранее предупреждена.
Е.ХАРИСОВА,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
Юрий Зайцев поздравил жителей Марий Эл с Днем Победы
Сотрудники Госавтоинспекции Волжска присоединились к Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»
Волжская прокуратура помогла провести состязания для юных стрелков
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ОБЩЕСТВО
Сотрудники Госавтоинспекции Волжска присоединились к Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»
ОБЩЕСТВО
Семья Степановых из п.Приволжский (Марий Эл) «крепка ладом» и …спортом
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика