............
-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ИСТОРИЯ
05/03/2019

9 сентября 2019 года старейшее предприятие города Волжска и Марий Эл будет отмечать юбилей

ИЗ ЛЕТОПИСИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

9 сентября 2019 года старейшее предприятие города Волжска и Республики Марий Эл будет отмечать свой юбилей — Акционерному Обществу «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» исполнится 85 лет. Представляем читателям публикацию о рождении и первых самых сложных годах становления предприятия.


В 1925 году правительство СССР взяло курс на индустриализацию. Лесные богатства Марийской автономной области определили развитие промышленности по переработке лесоматериалов: деревообрабатывающая, лесохимическая и целлюлозно-бумажная.
Год 1933. Главбумпром принял постановление о строительстве целлюлозно-бумажного комбината по выпуску технических видов бумаг в Марийской автономной области. Это стало важным стратегическим решением.

В пояснительной записке к техническому проекту говорится: «Строительство Марийского комбината разрешает для СССР проблему выработки всех сортов кабельных бумаг из своей целлюлозы, взамен импортной в количестве, удовлетворяющем всю потребность в ней союзной электропромышленности и проблему выработки беленой сульфатной целлюлозы, взамен импортной». Проект начат Гипробумом в октябре 1933, окончен в феврале 1934.


На совещании в Секторе леса Госпланом СССР 27 октября 1933 года принято постановление включить строительство Марийского сульфат-целлюлозного комбината в титульный список 1934 года, сырьевой базой признаны леса МАО.

Но строительство комбината началось не с января 1934-го, а много позднее. И тому послужило немало причин, таких как: «Отсутствие заранее подготовленных жилищ на площадке, отсутствие заранее организованного набора рабочей силы, совпадение начала работ с летним периодом времени года, не включение Марбумстроя в годовые фонды 1934 года по материально-техническому снабжению, не законченный технический проект Комбината и отсюда отсутствие рабочих чертежей и необходимых производственных смет на все объекты, включённые в годовой титульный список, отсутствие предварительной подготовки по развитию и организации подобных предприятий, карьеров и заготовки местных стройматериалов, полное отсутствие какой-либо механизации строительных процессов, не укомплектованность инженерно-техническим персоналом и служащими, из-за отсутствия предложений и из-за невозможности желающих обеспечить жилищными и другими условиями, отсутствие организованного отдела рабочего снабжения, перебои в финансировании Главбумпрома, особенно в мае, когда ничего не было переведено из средств, отсутствие крайне необходимых в Волжских условиях пароходов, барж, исключение Марбумстроя из плановых перегрузок стройматериалов Волжским речным Пароходством, частичный набор случайных людей без должного предварительного подбора и проверки, особенно по производственно-технологическому персоналу, отсутствие организованных профсоюзных и других организаций, и прочее. Все это сразу же отразилось на состоянии развёртывающегося строительства и на выполнении утверждённого плана работ».

Читаем в объяснительной записке к годовому отчёту руководства Марбумстроя.

И только после принятия Постановления № 2097 Советом Народных Комиссаров СССР 9 сентября 1934 года «О титульных списках сверхлимитного строительства на 1934 год», за подписями заместителя председателя СНК В.Куйбышева и управляющего делами СНК И.Мирошникова, началось усиленное развёртывание строительства. На сегодняшний день этот документ является самым весомым официальным подтверждением даты начала основных строительных работ, а значит, и даты основания Марийского целлюлозно-бумажного комбината.

Технические средства при установке варочного котла, 1936 г. (из архива "ВП")


В Приложении к Постановлению, раздел: «Бумажная промышленность», параграф: «Новое строительство» указано шесть бумажных предприятий, четвёртым числится Марийский сульфат-целлюлозный бумажный комбинат. Начало работ обозначено 1933-м годом, год ввода в эксплуатацию — 1935-й, год полного окончания строительства — 1937-й, проектная мощность 20,7 тыс.тонн крафт.бумаги и 11,0 тыс. тонн сульфат.целлюлозы.

Возведение Марбума проходило в крайне сложных условиях, планы срывались, но несмотря на трудности, проект создания первого советского комбината по выпуску технических видов бумаг воплощался в жизнь.

Постановление Марийского Бюро Обкома ВКП (б) от 14 января 1936 года "Об итогах строительных работ 1935 года и капиталовложениях на 1936 год" отмечало, что годовой план по строительству комбината 1935 года был выполнен на 103,1%.

И всё-таки предприятие не было пущено в указанные сроки по ряду объективных причин, основными из которых оставались дефицит квалифицированных специалистов и недостаток рабочей силы. На стройке практически отсутствовали землеройные машины и грузоподъёмные механизмы. Семь полуторатонных автомашин большую часть времени находились на ремонте в Казани.

Главным видом транспорта служила лошадь. Тысячи кубометров земли выбирали лопатами, балки, плиты перекрытий поднимали на многометровые отметки при помощи простейших приспособлений. Плохо одетые и обутые строители ежедневно выполняли большие объёмы работ. Только со второй половины 1935 года улучшилось обеспечение Марбумстроя необходимыми материалами.

К осени 1936-го многие здания были возведены, на стройку прибыли специалисты из Москвы и других городов, чтобы вести монтаж оборудования. Но оно поставлялось от разных изготовителей, большей частью импортное, часто с большой задержкой. Стыковка всех агрегатов в единое целое затягивалась на долгие месяцы. Потому пуск основного производства отодвигался.


Старожилы, из рассказов своих наставников слышали, что первая бум.машина, отправленная из Германии, потерялась в пути. После долгих поисков вагон был обнаружен в Грузии. Об остальных неувязках приходится только догадываться.

Весь 1937 год посвящён монтажу и пусконаладке. Производственная деятельность ограничивалась работой цехов заготовительного характера и транспортных: лесного отдела, карьера по добыче известкового камня, известковых обжигательных печей, автомобильного и водного транспорта.

Первая очередь комбината начала действовать с февраля 1938. Работа обуславливалась, с точки производственного профиля, выработкой крафт-целлюлозы через пресспат для обеспечения полуфабрикатом других предприятий бумажной промышленности.
Первая бумага была выпущена в декабре 1938 года. Из приказа директора №398/411 от 16 декабря архива МЦБК установлено: «§1. Для приёмки в эксплуатацию потока бум.машины №1 образовать комиссию в следующем составе: (перечисляются фамилии должностных лиц). §2. Комиссии в декадный срок закончить работу, составить акт приёмки, с указанием всех недоделок и качества выполненных работ».

К концу 1938 были полностью собраны две бумагоделательные машины № 1 и № 2 и картоноделательная № 8. Пущена в эксплуатацию бум.машина №1. Выпуск бумаги составил 1,3 % к плану. В 1939 году введены в эксплуатацию ещё четыре бумагоделательные машины № 3, № 4, № 5 и № 6.

Панорама Марбумкомбината в 1939 году (из архива "ВП")


Параллельно строительству производственных объектов развивалась инфраструктура.

Возводилось жильё, рабочие из землянок переселялись в бараки, деревянные многоквартирные дома и общежития. Прокладывались дороги, с ноября 1934-го начала действовать железнодорожная ветка, соединившая строительство со станцией Зелёный Дол. В 1935-м открылся клуб. За ним разбили футбольное поле, беговую дорожку, секторы лёгкой атлетики. Получился небольшой стадион. В марте этого же года начался выпуск многотиражки «Бумстроевец», впоследствии переименованной в «Марийский бумажник». Возводились школы и детские сады. Шёл постоянный прирост населения, в Лопатино приезжали из окрестных деревень, соседних республик и областей. Большей частью это были молодые люди, не имеющие профессий. Потребность в специалистах создала необходимость открытия профессиональных курсов и училищ.

Развивались медицинские учреждения. Приезжали специалисты-медики, перед которыми вставали такие задачи, как ликвидация эпидемий малярии, сыпного тифа, борьба с трахомой и другими теперь уже забытыми заболеваниями.

В 1940-м рабочий посёлок получил статус города. Всего шесть лет потребовалось, чтобы на месте, где была тайга, родился Волжск - город тружеников, главным производством которого был и остаётся Марийский целлюлозно-бумажный комбинат.

Война 1941-1945 годов изменила планы развития МЦБК. Все силы были брошены на выполнение заказов оборонного значения. В сложных условиях военного времени в сжатые сроки осваивались новые виды бумаг, внедрялись новые технологии. Для обеспечения предприятия квалифицированными кадрами в 1942 году был основан «Марийский целлюлозно-бумажный техникум». Первое время занятия проходили непосредственно на производстве.

Рабочие, а это были в основном женщины и подростки, трудились самоотверженно, порой, не выходя из цехов по нескольку дней. Условия были довольно тяжёлые, молодёжь к тому же посылали на лесозаготовки. Из воспоминаний ветеранов МЦБК: «На лесозаготовках в Суслонгере мы работали наравне с пленными немцами, послаблений никому не делали. Да мы и не жаловались, понимали, что и от нас зависит приближение Победы».

Родина отметила труд более 1900 марбумовцев медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». 1728 человек — работников комбината ушли на фронт, более 500 погибли на полях сражений, 463 человека награждены боевыми орденами и медалями.

В послевоенные годы начался новый этап развития МЦБК. В 1948 введена в эксплуатацию бумагоделательная машина № 7. В конце 50-х пущен новый участок по обжигу извести, установлены новые котлы в ТЭЦ, вступили в строй действующих цех ДВП, цех регенерации щелоков, цех бум.изделий.

Транспортировка рулонов бумаги на складе готовой продукци (из архива "ВП")


На берегу озера Яльчик открылся оздоровительный детский лагерь им.В.Котика.
Оживилось и строительство жилья, город рос и развивался. Жили волжане сложно, как и вся страна, восстанавливающая разрушенное войной хозяйство. Но главное, был мир, а значит и надежда на лучшее будущее.

Опубликовано в газете "Волжская правда" от 27 февраля 2019 года.
Цикл статей о АО «МЦБК» будет продолжен

Подробности читайте в ближайшем выпуске газеты "Волжская правда".

Работу современного бизнеса сильно облегчают корпоративные тарифы на мобильную связь. В каталоге https://sim-trade.ru/tariff/megafon/, например, можно найти перечень соответствующих тарифов от «Мегафона». Здесь можно подключиться со скидкой в 50%, к тому же многие из этих тарифов закрыты для подключения непосредственно в салонах компании «Мегафон».

О.Богачук
Нравится
+1
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
ЕЩЁ НА ТЕМУ:    производство
В Марий Эл индекс промышленного производства в январе-июне составил 93,4%
По сравнению с соответствующим периодом 2019 года увеличилось производство пищевых продуктов; химических веществ и химических продуктов; лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; резиновых и пластмассовых изделий; электрического оборудования; автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов.
В Марий Эл перерабатывающая промышленность демонстрирует уверенный рост
В последние годы агропромышленный комплекс Республики Марий Эл демонстрирует высокие темпы развития. Одна из наиболее динамично растущих отраслей АПК – это пищевая и перерабатывающая промышленность, которая ежегодно наращивает объемы производства продовольственной продукции.
Игорь Комаров обсудил с делегацией Федерации экономических организаций Японии развитие инвестиционных проектов в ПФО
19 февраля 2020 года полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров провел рабочую встречу c делегацией Федерации экономических организаций Японии.
НОВОСТИ
В Марий Эл сельхозпредприятия приобрели 33 зерноуборочных комбайна
Средний возраст материнства в Марий Эл увеличился за последние 10 лет на 1,3 года
Глава Марий Эл Александр Евстифеев провел совещание по строительству школ в рамках концессионного соглашения
Прокурор Марий Эл провел личный приём предпринимателей
Прокуратура Горномарийского района (Марий Эл) выявила нарушения в деятельности автодорожников
Copyright: ООО "Волжские вести"     
18+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
НА САЙТЕ:
Новости
Объявления
Форум
Афиша
Справочник
 
Блоги
Опросы
Вопросы-ответы
Фотоальбомы
Транспорт
В СЕТИ:
ВКонтакте
Facebook
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика